Ботулинотерапия

Ботулотоксин – нейротоксин, вырабатываемый Clostridium Botullinum, в больших дозах приводящий к развитию тяжелого токсико-инфекционного заболевания — ботулизма. Однако в небольших дозах  ботулотоксин обладает лечебным эффектом за счет способности расслаблять мышцы.

Препараты ботулотоксина в первую очередь известны как средства для коррекции морщин. Но эти средства также эффективны для лечения неврологических заболеваний с нарушением мышечного тонуса, среди которых ДЦП, постинсультные осложнения, кривошея. Препараты ботулотоксина также эффективны для лечения хронической мигрени и для лечения хронической боли в лице.

Ботулинотерапия при ДЦП

Ботулинотерапия —  наиболее эффективный и безопасный метод коррекции повышенного тонуса мышц у детей с ДЦП.

Метод представляет собой инъекции сложного белка — ботулинического нейропротеина. Метод локальной антиспастической терапии препаратами ботулинического нейропротеина прошел длинный исторический путь от изучения ботулизма до создания высокоочищенной молекулы, разработки точных доз и методик введения.

Действие ботулинотерапии хорошо исследовано: с начала широкого применения ботулинического нейропротеина вышли более 1000 научных исследований и публикаций, основанные на результатах 45 000 инъекционных сессий.

Ботулинический нейропротеин эффективен и максимально безопасен для жизни и здоровья детей: по безопасности его относят к классу А.

Как помогает ботулинический нейропротеин?

Все мышцы связаны с головным и спинным мозгом с помощью нервных волокон, по которым постоянно проходят сигналы. Под действием этих сигналов мышцы в нужный момент сокращаются или расслабляются. У детей с ДЦП из-за повреждения головного мозга эти взаимодействия нарушены и мышцы получают «неправильные команды», в результате чего возникает чрезмерное напряжение — повышение мышечного тонуса.

Чтобы облегчить состояние, можно временно отключить спазмированную мышцу от потока «неправильных команд». Для этого и используют ботулинический нейропротеин.

Метод подходит для детей младшего возраста: снятие спастики помогает осваивать движения. В старшем возрасте структура мышц уже бывает часто изменена из-за постоянной спастичности, движение в суставе ограничено и есть стойкие деформации. В этих случаях нужна уже не коррекция спастичности, а хирургическое ортопедическое вмешательство.

Как работает ботулинический нейропротеин?

Когда ботулинический нейропротеин вводят в напряженную мышцу, он временно и локально блокирует передачу нервного импульса от нерва к мышце. Таким образом снимается спазм.

Когда его использовать?

Важно понять, для чего используют локальную антиспастическую терапию. Тогда результат лечения будет предсказуем и у вас не будет обманутых ожиданий.

Ботулинический нейропротеин не может вылечить ДЦП. Он помогает развивать двигательные навыки, поскольку «создаёт» более правильное, физиологичное взаимодействие мышц групп при движении.

Ботулинотерапия снижает повышенный тонус мышц и открывает новые возможности для тренировки двигательных навыков. Ребенку уже не нужно превозмогать боль и преодолевать ограничения движения суставов, скованных спастикой мышц.

Девиз специалистов ботулинотерапии: «Ботулинический нейропротеин на помощь кинезиотерапии!».

На разных стадиях заболевания ботулинотерапию используют для:

• GMFCS* I–III — улучшения походки и функции;

• GMFCS* III–V — коррекции позы;

• GMFCS* III–V — уменьшения болевого синдрома и/или дискомфорта, облегчения ухода за пациентом.

Эффективность ботулинотерапии

Эффект ботулинотерапии делят на краткосрочный (период действия одной инъекции) и долгосрочный (результат многократных инъекций в структуре комплексной реабилитации).

Краткосрочные эффекты:

•    снижение спастичности;

•    увеличение объема активных и пассивных движений в суставах

•    улучшение походки;

•    улучшение позы;

•    уменьшение боли (для облегчения ухода, проведения ортезирования).

Долгосрочные:

• улучшение двигательной активности (приобретение новых двигательных навыков);
• профилактика контрактур суставов конечностей и раннего ортопедо-хирургического вмешательства.

Время для детей с ДЦП очень важно! Поэтому включать ботулинотерапию в комплексную реабилитацию нужно уже с двухлетнего возраста.

В этом случае инъекции ускоряют процесс лечения, облегчают растяжение мышц, формирование правильной позы и приобретение новых двигательных навыков. Включение ботулинотерапии в программу реабилитации ребенка с ДЦП достоверно снижает необходимость операций по поводу вывиха и подвывиха бедра и оперативной коррекции деформаций стопы.

Важно: для стойкого положительного результата за инъекциями обязательно должны следовать тренировки двигательных навыков!

Как проходит процедура?

• Препарат в небольшом количестве вводят в мышцу, мышечный тонус которой планируют уменьшить. Поэтому продол- жительность процедуры зависит от количества мышц, в которые врач будет вводить препарат. Их называют мышцы-мишени.  Часто врачи предварительно отмечают точки специальным маркером или ручкой. Иногда, в сложных случаях, применяют УЗИ или электромиографию, чтобы однозначно точно попасть в нужную мышцу.
  • Количество мышц определяют по результатам подробного исследования двигательной системы, а дозы - общую и для каждой мышцы - рассчитывают согласно весу ребёнка.
  • Есть несколько техник введения: в одну,  две точки в мышце или более. Есть мнение, что чем больше точек - тем лучше препарат распространяется в мышце и быстрее наступает эффект. Однако однозначных научных подтверждений этому пока нет.
  • Для инъекции обычно используют инсулиновый шприц с тонкой иголочкой. Для укола в глубоко лежащие мышцы берут более длинную иглу.
  • Вводить препарат может только врач, имеющий специальный сертификат. Вы имеете право попросить специалиста его продемонстрировать.

​Как долго длится эффект?

Эффект становится заметен через 5–7 дней и действие нарастает в течение 3–4 недель, после чего остается стабильным в среднем 4–5 месяцев. Часто у детей эффект длится значительно дольше: от 6 месяцев и более.

Как часто вводят препараты ботулинического нейропротеина?

Препарат вводят, когда закончится действие предыду- щей инъекции, начинает вновь нарастать тонус мышц, но не чаще чем 1 раз в 4 месяца.

Как подготовить ребенка к инъекции ботулинического нейропротеина?

Инъекцию проводят только при хорошем самочувствии. Психологи советуют, чтобы ребенок именно от родителей узнал, что завтра ему «сделают укол». Рассказывая о процедуре, акцентируйте внимание на том, что после процедуры он станет лучше владеть своей рукой или ногой, ощущения станут менее болезненными.

Понятно, что процедура вызывает у ребенка дискомфорт, хотя введение препарата само по себе не очень болезненно.
Во время процедуры постарайтесь сами сохранять спокойствие, подбодрить, поддержать ребенка. Отвлеките его внимание от переживаний после процедуры, приготовив подарок, вознаграждение «за храбрость».

Инъекции ботулинического нейропротеина в сочетании с комплексной реабилитацией - стандарт лечения детей с ДЦП во всем мире. Ботулотерапия помогает ребенку с ДЦП достигнуть максимально возможных результатов терапии, имеет научно доказанную эффективность и обладает оптимальным профилем безопасности для ребенка.

Детали проведения процедуры уточняйте у администратора по общему телефону клиники.

Ботулинотерапия для детей с неврологическими нарушениями

Ботулинотерапия, введение под контролем УЗИ (без стоимости препарата) —  10000 р.
Ботулинотерапия, введение (без стоимости препарата) —  5000 р.

Транковский
Сергей   Евгеньевич
врач-ортопед

Запишитесь на обследование по телефону:
+7 (495) 684-92-43/44
Есть вопросы - звоните прямо сейчас!

или закажите звонок: